Победить «нехочуху»

Победить «нехочуху»
Педагоги отмечают, что у современных детей большие проблемы с мотивацией. Раньше основным стимулом к учебе были хорошие оценки, признание в среде сверстников, желание угодить родителям или даже получить медаль. А что работает сейчас?

Задачка для родителей

Теперь золотая и серебряная медали не дают пропуск в вуз, и хорошие оценки в аттестате на будущее тоже не повлияют, главное – результат ЕГЭ. Все это вкупе, по мнию педагогов и родителей, повлияло на познавательную активность детей. Школьные задания выполняются больше по шаблону и для отписки, мало кто интересуется сутью, желает копнуть вглубь и дойти до природы вещей.

– Такие слова, как "знания пригодятся, они расширяют кругозор", не несут никакого смысла для детского восприятия, – считает психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – «Когда-нибудь в жизни» – все это очень умозрительно. Ребенку же интересно существовать в моменте. А значит, тяга к знаниям должна быть внутренней потребностью. И развивать ее необходимо задолго до школы.

Книги, развивающие игрушки, посещение музеев и театров, атмосфера, в которой учеба – образ жизни, создается родителями. Они сами должны быть открыты новому: читать и делиться прочитанным, ездить путешествовать, открывать новые места в родном городе. Дошкольный возраст – это возраст любопытства, главная детская эмоция в это время – удивление, поэтому сейчас, когда дети в самом расцвете периода «как?» и «почему?», большой ошибкой будет игнорировать их вопросы. Родитель для маленького ребенка – главный источник знаний. Второй такой источник, конечно, книга. Ребенок должен видеть в доме и родительских руках разную литературу и печатные материалы. Всегда должно быть на виду что-то, что можно прочитать.

Не ученик, а исследователь

Но учиться – это не означает сесть за письменный стол, достать учебник и выполнять задания по образцу. Начинать занятия с маленькими детьми стоит только в игровой форме. Считать, повторять цвета, узнавать свойства предметов гораздо интереснее на прогулке, трогая и сравнивая. Изучить право и лево можно легко во время регулярной зарядки.

Рано или поздно у ребенка возникнет вопрос, на которой вы не будете знать ответа. И тогда у вас появится отличная возможность продемонстрировать, как вы сами ищете ответ на вопрос в энциклопедиях, словарях, Интернете. Подогревайте интерес к тому, чем ребенок уже заинтересовался.

Придерживайтесь режима дня. Он нужен не только для того, чтобы упорядочить день, но и выработать привычку чередовать активные игры и занятия – это такая репетиция будущей схемы «урок-перемена». Например, после обеда у вас традиционные полчаса чтения, потом ребенок смотрит мультфильм, затем вы идете на прогулку, а после улицы садитесь рисовать или играть с азбукой и т.д.

Зато я умею танцевать

Если вы заметили у ребенка склонность к определенной деятельности, будь то спорт, танцы, лепка или конструирование, если в его жизни есть большое увлечение, обязательно развивайте его в этом направлении. Даже если впоследствии какие-то школьные предметы будут вызывать сложности, у ребенка будет свое «зато», свой конек, любимое дело, которое придает уверенности в себе и дает силы учить даже не самые легкие предметы.

– Создавайте небольшие сложности. Настойчивость и целеустремленность развиваются, когда есть мотив к преодолению трудностей, – говорит Ирина Лаврова. – Так младенец начинает ползать, когда хочет дотянуться до привлекательной игрушки. В жизни любого ребенка должен быть вызов, побуждающий его приложить усилия. Справляясь с поставленной задачей, ребенок получает большое удовлетворение, и это чувство, к которому он стремится в дальнейшем, берясь за новые задачи. Но давая новое, чуть более сложное задание, убедитесь в том, что ребенок усвоил пройденный материал.

Учеба не за награды

Однажды сладости и игрушки, обещанные за выполнение родительской просьбы, перестают работать, их становится недостаточно. Ребенок должен испытывать внутреннее удовлетворение от сделанного, поэтому психологи не рекомендуют все успехи оценивать материальным призом. В идеале мотивированный ребенок выполняет задание не потому, что он ждет награды, а потому, что ему это интересно. И улыбка родителя и добрые слова похвалы от них – не меньшая награда, чем новая игрушка.

– Когда спортивные тренеры и психологи настраивают игроков перед матчем, они произносят емкие фразы, позволяющие спортсменам сконцентрироваться и поверить в победу, – комментирует Ирина Лаврова. – Так же и родитель, зная особенности своего ребенка, может подбадривать его простыми словами: «Ты справишься», «Все будет хорошо». Из спортивной практики можно взять и другую идею – ставить цель, к которой ребенок будет стремиться. Чтобы идея работала эффективнее, цель можно изобразить в виде картинки или записать большими буквами – визуальное напоминание работает лучше вербального.

Обязательно нужно отмечать все, даже малейшие достижения ребенка в учебе. Дети не умеют воспринимать критику, а вот похвала для них очень важна. Без признания и успеха не будет желания развиваться дальше. Поэтому, интересуясь делами в детском саду, на кружке, подготовке или в школе, стоит делать акцент не на том, был ли ребенок первым, получил ли он сегодня хорошую оценку, а на том, чему он научился, что интересного сумел сделать.

В конечном итоге мотивация – это внутренний стимул, который ребенок однажды должен почувствовать в себе сам. Но пока он еще маленький, родители своей поддержкой и личным примером могут ему в этом поспособствовать.