
Проанализировать ошибки
Мамы в таких случаях сначала ругают за невнимательность, а потом хватаются за голову: в чем же дело? Проговаривает правильно, а записывает с пропусками или вовсе меняет местами буквы. И не замечает этого. Специалисты такое явление называют дисграфией, когда у ребенка частично нарушен процесс письма. Как же помочь младшему школьнику справляться с этой неприятностью?
– Прежде чем ругать сына или дочь, необходимо проанализировать ошибки, – считает психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Если нелепые ошибки, опечатки встречаются постоянно, то в таком случае ребенка стоит отвести к логопеду. Причин дисграфии много – это и осложнения при родах или некоторые болезни, двуязычие в семье или, например, раннее изучение иностранного языка. Но встречаются и совсем, казалось бы, не относящиеся к письму причины – например, авторитарное воспитание. Если ребенка насильно кормят, одевают, словом, постоянно заставляют делать что-то против его воли, тогда он привыкает сопротивляться и переносит эту привычку на обучение – он сопротивляется всему новому. Частый просмотр телевизора, компьютерные игры в раннем возрасте могут стать причиной ошибок на письме. Есть вероятность, что глазные мышцы привыкли к хаотичному движению, в итоге уже в школьном возрасте ребенку будет сложно при чтении следить за строчкой.
Не кошмарьте ребенка правописанием
Борьбу за правильный русский родители начинают вести столь напористо, что выдерживает это не каждый ребенок. Поэтому специалисты настаивают – не переусердствуйте. Иначе ваш ученик не просто начнет панически бояться уроков русского языка, но и возненавидит учебу.
– Заниматься с ребенком-дисграфиком нужно обязательно не только педагогу, логопеду, но и родителям, – считает репетитор по русскому языку Анна Гукова. – Но это должны быть особые занятия. В них не должно быть механических упражнений. Нельзя ругать ребенка, если он ошибается. Не нужно стараться исправить все ошибки за один раз. Можно начать с упражнения, в котором ребенок превращается из ученика в учителя. Берет в руки красную ручку и начинает зачеркивать в тексте, например, все буквы «а». Затем и букву «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий можно перейти на две буквы: одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Но здесь важно не переусердствовать. На такие упражнения отводите не более пяти минут.
Играйте в лабиринты
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. Не предлагайте детям исправлять ошибки, научите их не делать ошибок.
Можно поиграть с ребенком в лабиринты. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Также нужно писать диктанты. Только по-особому. Чрезвычайно медленно! На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Сначала текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-, четырехкратного прочтения) пишите.
Вместо скучных упражнений используйте интересные и полезные игры. Например, в известную игру «слова», когда один игрок называет слово, а другой придумывает свое слово, которое начинается на последнюю букву. Если у ребенка не получается понять, какая буква последняя, выкладывайте слова из букв (кубиков, вырезанных из бумаги). Другая игра – на руке или спине ребенка рисуют букву, а он угадывает, и наоборот.
Да здравствует размашистый почерк!
– Почерк дисграфика – выражение всех его трудностей, – говорит Анна Гукова. – Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один – мелкий, бисерный, другой – огромный, корявый, неуклюжий. Так вот за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк – его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться. Итак, долой бисерную цепочку буковок, да здравствует размашистый почерк!
Как научить? Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в клеточку переписывается каждый день абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника небольшого размера. Текст, что очень важно, переписывается по клеточкам – по одной букве в клетке.
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиях «из-под палки» результатов может не быть. Общая цель – не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!