Воображаемый друг

Воображаемый друг
У многих дошкольников в возрасте 3-5 лет появляется воображаемый друг, и некоторые родители начинают бить тревогу, думая, что у ребенка не все в порядке с психикой. Так ли плохи воображаемые друзья, как кажется?

Пора фантазий и ролевых игр

Все начинается так: из детской слышатся обрывки разговора. Вы идете на голос сына или дочери, зная точно, что ребенок в комнате один, но он определенно с кем-то разговаривает. Увидев вас, он может замолчать и сделать вид, что ничего не происходит.

Если задать ребенку вопрос, с кем он только что говорил, скорее всего, он ответит: «Ни с кем». Или соскочит с места и начнет заниматься другим делом. В редких случаях признается: «Вот с этим медвежонком или с кроликом Крошем». Растерявшись, вы, может быть, не сразу догадаетесь, в чем дело, и спросите, где же эти говорящие звери? И ребенок искренне покажет: вот же, мы вместе играем.

– Эту ситуацию легко понять, если у вас самих в детстве были воображаемые друзья, – говорит мама 6-летнего Димы Анна Курыкина. – Когда мой сын начал вести в бой армию из трансформеров и плюшевых медведей, отдавая им приказы, как настоящим бойцам, сразу подумала, что он вступил в пору фантазий и ролевых игр. Нет смысла, столкнувшись с этой проблемой, бежать к специалисту, просто ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. С другой стороны, воображаемый друг – прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

С ним не скучно

Часто воображаемый друг ребенка – его пример для подражания: кто-то более храбрый, смелый, всегда готовый к приключениям. С ним можно отправиться в фантазиях на Северный полюс, не испугаться грозы, спасти забравшегося на дерево котенка. Он и защитник, и поверенный тайн, и союзник.

Воображаемые друзья могут помочь справиться со страхами, проговорить тревожащие ребенка моменты, развить фантазию и коммуникативные навыки. Взрослые точно знают, что, озвучив мысль в разговоре или на письме, можно разобраться в проблеме. Ребенок постигает это на доступном ему игровом опыте.

– Играя в придуманный мир, ребенок берет на себя различные роли, учится рассказывать истории, выражать любые свои эмоции, как радостные, так и негативные, не боясь последствий, – говорит воспитатель детского сада № 368 Светлана Яворская. – К тому же в этой игре реализуется роль ведущего, ведь воображаемым другом можно управлять, он сделает все, что только ни придумает ребенок. В конце концов это просто веселое, занимательное времяпрепровождение. Дети, которые могут придумать себе сказочную реальность, способны развлечь себя, богатая фантазия не позволяет им скучать.

Мальчик для битья

Иногда воображаемый друг играет роль своеобразного «мальчика для битья». Это случается, если у ребенка строгие родители. Когда малыша наказывают (пусть даже за дело), он не всегда понимает взрослых, поэтому пытается инсценировать неприятную ситуацию, ставя на место взрослого себя, а на свое место – воображаемого друга. Если у вашего ребенка есть такой друг, понаблюдайте: возможно, вы чего-то не знаете о себе.

– В некоторых случаях ребенок сваливает на воображаемого друга свои провинности, боясь потерять родительскую любовь и расположение, – говорит Светлана Яворская. – Причем чем сильнее ребенок боится наказания, тем больше искушение свалить все на выдуманного друга.

Стоит ли подыгрывать ребенку?

Если воображаемый друг не причиняет никаких видимых проблем, можно подыграть ребенку до определенной степени. Например, поставить во время обеда лишний стул или дать печенье для воображаемого друга. Родители даже могут извлечь определенный бонус из наличия воображаемых друзей и подключить, например, соревновательный момент:

– Кто быстрее оденется, Крош или ты?

– Ого, кажется, твой друг от тебя отстает, а ты первым съел свой обед!

Но не давайте ребенку перекладывать вину на воображаемого друга. Бесполезно запрещать сыну или дочке общаться с придуманным другом – все равно продолжит это делать, только втайне от вас. Лучше подумайте, для чего он нужен вашему ребенку. Если ребенок одинок – попробуйте проводить с ним больше времени и найти ему новых друзей. Если ребенок придумал «мальчика для битья», возможно, вам нужно быть с ним чуть мягче. В общем, лучшее, что вы можете сделать, если у вашего чада завелся воображаемый друг, – это уделять ребенку больше внимания и делать выводы из его игр.

Они уходят

Специалисты считают, что начинать беспокоиться нужно только в том случае, если истории ребенка о его выдуманном друге мрачные и жестокие. Или он настолько увлекся игрой, что потерял аппетит или сон, забыл о других играх и неохотно идет с вами на контакт. Или начал путать игру и реальности, ссорится со своим воображаемым другом или стал слишком зависим от придуманного друга. В этих случаях стоит обратиться к психологу.

– В большинстве же случаев воображаемые друзья – это часть естественного детского развития и игры, – уверена Светлана Яворская. – Просто некоторые обходятся без этой игры, а у кого-то она органично вписывается в детство.

Чаще всего, когда ребенок вырастает, уходят и его воображаемые друзья. Их место занимают друзья настоящие. Но бывает, что те, придуманные, помнятся и во взрослом возрасте, как сильное переживание детства. Редкий взрослый найдет в себе смелость в этом признаться. И только детям этой смелости не занимать.