
Врач-методист Волгоградского областного центра медицинской профилактики Нина Ларченко противница «дедовских» методов воспитания.
– Заменить наказание можно терпением – это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей, – считает эксперт. – Ообъясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. Важно не торопиться – не спешите наказывать сына или дочь, подождите, пока проступок повторится. Если вы увидели, что ребенок исправляется, это обязательно надо поощрить наградой. Такая стратегия более эффективна, чем наказание.
Психологи напоминают старинную мудрость: «Прежде чем сказать – посчитай до десяти. Прежде чем обидеть – посчитай до ста. Прежде чем ударить – посчитай до тысячи». В отношении ребенка и вовсе лучше сосчитать до миллиона! Тогда вы окончательно остынете и вам будет стыдно, потому что насилие над детьми нельзя ничем оправдать.
Стоит избегать и угроз, поскольку они ослабляют внутреннее «я» ребенка, наполняют его душу чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти. Не забывайте, что дети живут только настоящим! Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», она сразу же вызывает негативную реакцию.
Ни в коем случае нельзя унижать детей, поскольку это сильно деформирует личность. Не следует силой «выдавливать» из ребенка обещание сделать что-либо, особенно если речь идет о неприятном для него занятии. Принуждение создает привычку – с помощью ложных обещаний дети будут избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.
Также нельзя требовать от ребенка немедленного и слепого послушания. Лучше всего заранее предупредить его о том, что входит в его круг обязанностей. Помните, что ребенок – не робот, а очень ранимый человечек, с хрупким внутренним миром. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе он будет растить и собственных детей.
Конечно же не стоит требовать от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста. Если от «двухлетки» требовать поступков пятилетнего ребенка, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного. Именно поэтому важно знать особенности развития, потребности и кризисы детей различных возрастов.
И самое главное, не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим». Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший сын или дочь так не поступает….» Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» и пропускает родительские слова мимо ушей. Навешивание ярлыка «плохой» к улучшениям в поведении не приводит. Лучше обнимите своего проказника и терпеливо объясните ему, почему он вас так расстроил.
DNG