Жили-были старик со старухой

Жили-были старик со старухой
Едва малыш появился на свет, родители задумываются о его развитии и воспитании, ищут для этого эффективные методы, подбирают подходящие средства. Одним из таких средств является сказка, причем «работает» она, начиная с самого раннего возраста.

История на всякий случай

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле.

– Если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства, – говорит воспитатель детского сада № 368 Светлана Яворская. – Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свою мысль. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.

Главное, для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребенок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить прочитанное. У каждого малыша есть свои собственные любимые сказки. Если ребенку не хватает в жизни юмора, каких-то смешных ситуаций, он редко смеется, вполне возможно, что ему стоит почитать забавные истории, где герои попадают в комические ситуации. Немало есть и поучительных, назидательных сказок, обучающих правильному и безопасному поведению («Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»). С их помощью проще объяснить ребенку, даже самому маленькому, как следует вести себя с посторонними, как поступать в той или иной ситуации.

– От двух до пяти лет развиваются фантазия и образное мышление, – говорит Светлана Яворская. – Ребенок уже готов услышать волшебную историю. При помощи сказки он учится самым необходимым жизненным умениям: уступать, прощать, прислушиваться к другим, жалеть слабых, совершать бескорыстные поступки, избегать опасностей, находить сокровища и, наконец, побеждать. Отождествляя себя с героем, обладающим этими качествами, ребенок как бы приобретает их – и начинает применять их в реальной жизненной ситуации. Кроме того, богатая фантазия – это предвестник креативности и творческого мышления, так высоко ценимых в современном мире.

Сказки для разных задач

Уже начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать сказку с воспитательной целью. Причем эти цели могут быть самыми разнообразными. Например, сказку можно использовать, чтобы приучить ребенка чистить зубы или убирать за собой игрушки.

– Порой требуется изменить нежелательное поведение ребенка – слишком агрессивное, обидчивое или застенчивое, – говорит социальный педагог детского центра развития «Семицветик» Мария Панова. – Сказка также используется в случае адаптации ребенка к новой для него ситуации: привыкание к детскому садику или к школе, рождение братика или сестренки, а также в случае сложных жизненных ситуаций – таких, как ссоры или развод родителей. Для этих целей используются специальные, психотерапевтические, сказки. Существуют готовые сказки, специально придуманные для решения часто встречающейся проблемы. Однако бывают сложные случаи, когда сказку необходимо написать специально. Например, когда у ребенка есть какая-либо особенность, личностная черта или когда возникла какая-то необычная, сложная для ребенка ситуация. Тогда будет уместно обращение к специалисту-сказкотерапевту.

В итоге совместной работы ребенок успешно справляется с проблемой — сначала на «сказочном», метафорическом, уровне, а потом и в реальной жизненной ситуации.

Ребенок непроизвольно соотносит себя с главным героем сказки. Особенно если он обладает близкими чертами характера или часто попадает в схожую ситуацию. Часто он не понимает, что переживает в этой ситуации, а гнев или обида переполняют его. В попытке избавиться от негативных чувств ребенок может прибегнуть к агрессии или, наоборот, стать неожиданно застенчивым, замкнутым, стеснительным. Обозначение его чувств, оценка их как естественных снимает с него груз вины за его переживания.

Понять вкус родной речи

Особенно важны мамины сказки для двуязычных детей. Во-первых, сказки, особенно народные, отражают культуру, менталитет, традиции. Это является очень важным моментом при воспитании ребенка, живущего в стране с другим языком и культурой. Во-вторых, педагоги, работающие с двуязычными детьми, жалуются на небогатый словарный запас детей, даже в том случае, когда ребенок говорит без акцента.

– Сказки обогащают речь двуязычного ребенка, – считает Мария Панова. – Слушая сказки, ребенок встречает новые для него слова, которые обычно мама (или папа) не употребляют в бытовой речи. Доказано, что дети, которым читали сказки с детства, быстрее начинают говорить не просто фразами, а выражаясь на хорошем литературном языке. К тому же чтение сказок детям вызывает у них интерес и желание выучить буквы и самим начать читать на родном языке одного из родителей.

Но самым важным является то, что, рассказывая или читая сказки своему ребенку, и мама, и малыш получают огромное удовольствия от времени, проведенного вместе. Мама находится с малышом на одной волне, говорит с ним на его языке – языке сказок. Между ними устанавливаются прочные эмоциональные связи.