Уже в начале года коллектив столкнулся с серьезнейшей нештатной ситуацией, в результате которой в работе над созданием агрегата специалисты вынужденно оказались фактически отброшенными назад. Конструкторам и заводчанам пришлось буквально дневать и ночевать на производстве. Надо было в кратчайшие сроки не просто подготовить опытный образец для дальнейших испытаний, предстояло найти и внедрить новые технические решения, исключающие возможные нежелательные последствия воздействия тепловых и динамических факторов на машину.
Вышли на штатный режим работы, в конце концов со вздохом облегчения и чувством выполненного долга проводили опытный образец на космодром… При этом уже вплотную работая над новыми заказами государства в сфере обороны. По нескольким направлениям одновременно.
Специалисты научно-технического направления-3, расчетчики, инженеры-конструкторы отделения электроавтоматики искали ответы на непростые задачи создания нового универсального агрегата. При минус пятидесяти градусах на неподготовленной площадке в чистом поле предстояло обеспечить комфортные условия работы расчета. Обеспечили. После проработки нескольких вариантов предложив оригинальную схему проведения разгрузочных работ отдельных блоков основных изделий. Она принципиально одобрена на высоком уровне.
Зато универсальная машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) – уже реализованный проект 2012 года. Эта новейшая и уникальная для современной армии инженерная техника разработана и создана специалистами волгоградского ОАО «ЦКБ «Титан» на основе технического задания ОАО «Корпорация Московский институт теплотехники».
С точки зрения насыщения новыми конструктивными элементами новый разведчик маршрутов боевого патрулирования – одна из самых емких машин сегодняшнего дня, рассчитанная на выполнение множества задач: определение плотности грунтов, коридора проходимости основных агрегатов, наличия минно-взрывных ограждений. МИОМ также может вести радиационную и химическую разведку, выступать в качестве грейдера, расчищая трассы и искажая следы пусковых установок, с помощью специальных средств измерений может оценивать грузоподъемность мостов и т. д.
В это время артиллеристы НТН-2 вели модернизацию гаубицы 2А64М2 152-мм СГ «Мста-С», основного вооружения артиллерийских бригад современной Российской армии. Сейчас работа завершена, успешно проведенные государственные испытания уже подтвердили возросшую боевую мощь орудия в результате его усовершенствования. По документации разработки ОАО «ЦКБ «Титан» началось серийное изготовление гаубицы, в конце года ее первые образцы уже также должны уйти в войска.
Одним из важнейших направлений работы ЦКБ «Титан» остается сопровождение серийного производства изделий, создаваемых в этих стенах. В нынешнем году в серию ушло сразу несколько видов агрегатов.
Говоря об итогах, нельзя не отметить важную организационную особенность выполнения главной миссии ЦКБ «Титан» как участника программы вооружений «2020»: в нынешнем году коллективу впервые пришлось работать по двухгодичному плану. И это внесло серьезные коррективы в производственный график всех подразделений, в первую очередь опытного завода предприятия.
На данный момент здесь завершили изготовление всех узлов и деталей, которые потребуются для монтажа техники в следующем году. Но более широкие временные рамки могут расслаблять коллектив – примерно такие опасения высказывались некоторыми руководителями перед стартом программы. Однако сегодня те же специалисты констатируют: заводчане не потеряли ни одного дня благодаря совершенствованию методов управления, наращиванию производственного и кадрового потенциала. В отличие от многих других предприятий машиностроительной отрасли, где в результате так называемой «оптимизации» теперь страдают из-за дефицита хороших специалистов и перспективной техники, здесь идут противоположным путем. По объемам затрат на техперевооружение ЦКБ «Титан» вошел в число самых активных инвестплощадок Волгоградского региона, а коллектив производственного подразделения за год вырос на 50 человек.
Это высококлассные фрезеровщики, операторы станков с числовым программным управлением, токари и слесари, прошедшие многоуровневый отбор: каждый понедельник заместитель генерального директора опытного завода, лауреат Государственной премии СССР Борис Полянский встречается с теми, кто желает и может работать в ЦКБ «Титан». После чего проверяются и уточняются документы кандидатов, начинается отработка вариантов, где и как данных специалистов целесообразнее использовать. Уже готовые предложения ложатся на стол генерального директора и генерального конструктора Виктора Шурыгина, резолюция которого является окончательной. А Виктор Александрович – хороший психолог и в выборе ошибается редко. На заводе к такому выводу пришли на собственном опыте: были случаи, когда руководители подразделения вставали за кандидата горой, а спустя время за него как недостойного работника им уже приходилось краснеть перед генеральным. В итоге решили: лучше тщательней вести отбор перед приемом, чем потом расхлебывать проблемы новоявленного труженика.
Таких проблем теперь все меньше…
«Нам повезло, что руководитель ЦКБ «Титан» совмещает функции генерального директора и генерального конструктора, – считает директор опытного завода Юрий Мельник. – Я в свое время работал на другом предприятии, и там это два разных человека, из-за чего при решении каких-то принципиальных производственных вопросов можно недели терять, месяцы – конструкторы будут обвинять производство, производственники конструкторов, а финал будет очень печален. На ЦКБ «Титан» народу занято меньше, чем на многих других производствах, а эффективность работы значительно выше. Почему? В первую очередь причина в том, что у нас общее руководство. Ну и второе – это, конечно, непосредственные персоналии руководителей. Генеральный директор и генеральный конструктор предприятия создает опытному заводу самые комфортные условия для развития».
Еще в начале года производственники сформировали оргтехмероприятия для повышения производительности труда, качества выпускаемой продукции, комфорта работы в цехах. И выполнили даже больше, чем намечали: на заводе отремонтирована вся кровля, заменены окна, выполнено отопление в недавно арендованных помещениях, заасфальтированы все проезды к заводу… Машина привозит груз из Красноармейского района, водитель выходит: «Какая у вас цивилизация, прямо как за границей!» Именно так задача и ставится: «Мы должны быть Европой в России. Любой гость, даже такой статусный, как вице-премьер страны Дмитрий Рогозин, который, говорят, собирается к нам в Волгоград, мог бы без всяких натяжек оценить промплощадку ЦКБ «Титан» как производство высокой культуры, эффективное со всех точек зрения, чтобы у коллег появлялось больше стимулов к производительному труду».
Новички с опытом работы на других предприятиях отрасли машиностроения, хорошо знакомые с организацией производства по принципу «денег ни на что нет», воодушевляются, приходя на работу сюда. Даже масло в станки заливается в соответствии с требованиями к его эксплуатации, а не по принципу «какое подешевле». Эмульсия качественная, импортная идет, нет опасности металл грибком заразить. Известно ведь: грибок завелся – его уже ничем не вытравить. На всем заводе не найти ни одного простаивающего станка. И нет ни одного неосвоенного нового обрабатывающего центра – а эта сложнейшая современная техника. Хотя в момент поступления доселе невиданных здесь станков-автоматов некоторые даже высказывали сомнения: когда еще на таких удастся научиться работать!
Научились. Новый уровень производственных возможностей удивляет даже самых невозмутимых, заставляя браться за воплощение еще совсем недавно казавшихся несбыточными планов и задач.
В нынешнем году, например, более решительно пошли по пути расширения номенклатуры изделий, производимых на собственных площадях. Занялись изготовлением целого ряда деталей и сборочных единиц, поставляемых ранее с других предприятий. До этого такое партнерство волгоградцев устраивало. Но экономика нынешнего года заставила перестраиваться. Хотя освоение новой для завода продукции шла параллельно с выполнением основного объема работ по гособоронзаказу, задача была решена.
Работы в интересах обороноспособности страны по заказам государства всегда составляли львиную долю объемов производства ЦКБ «Титан». Но в портфеле предприятия есть и заказы перспективных разработок для народного хозяйства страны. Участие в федеральной программе модернизации водных транспортных путей России – один из наиболее крупных проектов сегодняшнего дня. В уходящем году с помощью волгоградских оборонщиков построена современная система управления водосбросной плотиной Кочетовского узла канала Волго-Дон. Нынешним летом специалисты отделения электроавтоматики завершили ее пусконаладку, и объект был принят государственной комиссией. В рамках выполненного в прежние годы типового проекта модернизации предохранительного устройства от навала судов для шлюзов Волго-Донского канала конструкторские отделы НТН-4 разработали документацию создания такого устройства на шлюзе № 8. Проект стал пилотным, однако проведенные на месте несколько месяцев назад натурные испытания подтвердили: разработанное в ЦКБ «Титан» гидравлическое устройство обеспечивает выполнение основной задачи.
Иного результата в этом коллективе просто не приемлют.
Виктор Шурыгин,
генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «ЦКБ «Титан», доктор технических наук, профессор, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук:
– Любой человек в своей жизни ставит и решает определенные задачи, и чем они масштабнее, тем больше его вклад в развитие общества и большее моральное удовлетворение человек получает. Тем совершеннее становится и само общество. Мы работаем на развитие одной из тех научно-производственных сфер, благодаря которым наша страна сохраняет статус супердержавы. В 2012 году коллективом ЦКБ «Титан» был выполнен важный и ответственный объем работ. В наступающем 2013 году он в разы больше. Накануне вступления этого нового для каждого из нас отрезка жизни в свои права я хочу искренне пожелать коллегам и всем землякам-волгоградцам масштабных результатов в делах. Сделаем 13-й предсказуемым и удачным!