25 копеек за ведро, или Как в Сталинграде делали деньги из… воды

  • 25 копеек за ведро, или Как в Сталинграде делали деньги из… воды
  • 25 копеек за ведро, или Как в Сталинграде делали деньги из… воды
О чем писала главная газета региона в 30-е годы XX века

Мы продолжаем серию материалов по следам публикаций газет, от которых ведет свою историю «Волгоградская правда». 

31 мая следующего года «Волгоградка» отпразднует свой вековой юбилей. Как известно, историю можно изучать по учебникам, а можно и по летописям, то есть – по газетным страницам. Сегодня наш спецкор Ольга ПОПЛАВСКАЯ отправляется в путешествие в 30-е годы прошлого столетия.

Пасху на свалку!»

Предшественница «Волгоградской правды» – газета «Борьба» – в апреле 1930 года вышла с крупными заголовками:«Пасху на свалку!» и «В топком болоте пасхальных обрядов еще гибнут многие рабочие».

Автор заметки сетует, что рабочие сталинградских заводов оказались несознательными: «в пасхальные дни на производстве были прогулы и пьянство». Кроме того, сообщает та же газета, 12 ильичевцев попали в «объятия к врагам». Имеются в виду классовые враги, «использующие религию как оружие».

Еще с 1922 года, используя как повод голод в Поволжье, по всей советской России идут гонения на церковь, изымается церковное имущество и принадлежащая монастырям золотая и серебряная утварь, а религия объявляется опиумом для народа.

Однако изъятые ценности так и не были толком направлены на борьбу с голодом и помощь голодающим людям. Советское государство под предлогом помощи умирающим изъяло только в 1922 году церковных ценностей на 4,5 млн золотых рублей.

Собственно, на покупку продовольствия из них было потрачено около миллиона. Все остальные деньги пошли на иные цели, главным образом на «разжигание мировой революции». Значительная доля ценностей пошла на содержание партийного аппарата. Именно в это время партийным функционерам увеличили зарплату и различные виды довольствия. А часть золота и драгоценностей была попросту разворована…

Как сколотить капитал на обычной воде

Весной 1930 года «Сталинградская правда» публикует письмо жителей Дар-горы «Дайте нам воды»:

«Как только начинается заря, население Дар-горы с ведрами рассыпается по району в поисках воды – кто бежит вдогонку за паровозом, идут на Волгу, крадут воду из железнодорожных цистерн.

Снабжение рабочего населения Дар-горы водой через водоразборные будки производится лишь через пять суток на шестые в выходные дни, и то ночью. Отпускают воду с 12 ночи до 7 часов утра, а в остальные часы, дни и ночи воды не бывает.

У будок по ночам сотни женщин и детей стоят в ожидании воды – «авось дадут», а с рассветом расходятся в поисках воды во все стороны.

Люди вынуждены пользоваться водой из Волги (ходили за ней аж за три километра), проточной загрязненной водой и водой с Ельшанского оврага, расположенного от поселка также на расстоянии трех километров. Эта вода вызывает острые желудочные заболевания.

Во время маневров паровоза на Северо-Кавказской железнодорожной станции по многочисленным просьбам вода отпускается с паровозов. Кто ее получает, тот уже счастливец, хотя драгоценная жидкость и отдает мазутом.

Создавшееся положение с водоснабжением вызвало на Дар-горе безобразнейшую спекуляцию водой. Домовладельцы, имеющие свои колодцы, чрезвычайно вздули цену на воду – за ведро воды берут 25 копеек.

Есть в поселке такой торговец водой, как гражданин Силкин, проживающий по Вяземской улице, д. 47. Он отпускает питьевую воду лишь при внесении потребителем аккордной платы от 10 до 12 рублей в месяц с человека, имеет около 100 человек «прикрепленных» и получает дохода за воду с этих «прикрепленных» свыше 600 рублей в месяц.

Рабочие, не внесшие установленной им платы, остаются без воды.

Таких Силкиных на Дар-горе много…»

«Будущая набережная Сталинграда»

Далее в 1930-м, 1931-м, 1932-м читать «Сталинградскую правду» скучно: на страницах нет ничего, кроме парадных портретов Сталина и написанных, как под копирку, отчетов о выполнении плана на тракторном и других заводах города, о посевных на селе и т. п.

Но в 1933 году появляется любопытная заметка, посвященная плану строительства новой набережной Волгограда:

«Мы добились немалых успехов в переделке лица краевого центра, но и у нас есть еще такие места, которых не задела напряженная работа по превращению Сталинграда в передовой культурный советский город. Таким отстающим участком является прибрежная полоса Волги.

В старых купеческих волжских городах набережные служили местом торговли, спекуляции и наживы для барышников, местом эксплуатации и унижения пролетариев.

О каком отдыхе на царицынской набережой мог думать матрос с частного парохода или грузчик с баржи, работающий по 15–20 часов в сутки?

А мы хотим сделать Сталинградскую набережную самым чистым, благоустроенным и зеленым местом города…»

И далее сообщаются подробности плана застройки:

«По эскизам и техническим проектам набережная должна представлять собой широкую перспективную линию.

Застроенная часть по Краснофлотской улице и до реки Царицы и от здания школы им. КИМ до дома специалистов, Наркомвнудела, Тяжпрома, Дома советов должна представлять из себя хорошо оформленные проезды и проходы со множеством зеленых насаждений.

С этих площадок будет открываться широчайшая перспектива реки и Заволжья. Поэтому в проекте это место отведено для отдыха трудящихся.

Площадка, по которой теперь проходит железная дорога, будет расширена и отгорожена от реки стеной.

Здесь расположатся речной вокзал, пристани дальних и местных перевозок. На этой же террасе смогут отдыхать в ожидании пароходов пассажиры.

Вдоль всей набережной проектируется кольцо трамвая, которое будет связано с линией у Астраханского моста и дамбы Калмыцкого оврага…»

…Прошел без малого век. Сегодня мы тоже пишем о новой реконструкции набережной – уже Волгограда. И надеемся, что спустя еще 100 лет по этим же газетным заметкам будут изучать историю XXI века наши потомки…

Самый большой ротор в мире

В том же году «Сталинградская правда» сообщает о создании на заводе «Баррикады» самого большого на тот момент ротора в мире:

«На заводе «Электросила» началось строительство советских турбогенераторов. Изготовление их тесно связано с нашим заводом «Баррикады», который выполняет заказы «Электросилы» на поковки.

Металлургам завода «Баррикады» выпала почетная задача: дать стотысячному турбогенератору ротор – его вращающуюся часть. Это наиболее ответственная деталь машины. Она будет весить 50 тонн и вращаться со скоростью 3000 оборотов в минуту».