Известие о том, что в электроэнергетике может произойти серьезный передел рынка, его участники активно обсуждают на федеральном уровне. Однако в Волгоградской области заинтересованные стороны упорно хранят молчание. Что, впрочем, неудивительно. На федеральном уровне вышли в свет документы, которые, по мнению ряда аналитиков энергетического рынка, свидетельствуют об откате реформы электроэнергетики, которую в середине 2000-х провел Анатолий Чубайс. В ее рамках прошло разделение отрасли по видам деятельности: генерация, сбыт и сетевое хозяйство. Однако некоторые эксперты из числа крупных потребителей считают, что реформа породила многочисленные проблемы, а вместо одной большой монополии было создано много мелких, действующих в границах того или иного региона.
Напомним, что на днях некоммерческое партнерство «Совет рынка», в сферу деятельности которого входит «организация эффективной системы оптовой торговли электрической энергией и мощностью», рассматривало вопрос о лишении статуса гарантирующего поставщика Волгоградской области ОАО «Волгоградэнергосбыт». Вместе с ним в список кандидатов на вылет попали еще шесть энергосбытовых компаний из разных регионов России. «Шестерка» была лишена статуса гарантирующего поставщика, но волгоградскому энергосбыту удалось устоять: «Совет рынка» учел огромные долги потребителей, в частности ВОАО «Химпром», но положение остается достаточно шатким. Дело в том, что главным условием сохранения статуса гарантирующего поставщика «Совет рынка» посчитал недопустимость роста задолженности поставщикам электроэнергии.
Почему же участники рынка активно заговорили о грядущем закате энергетической реформы Чубайса? Начнем с того, что Правительством РФ было принято постановление, по которому значительно облегчена передача функций гарантирующего поставщика территориальным сетевым организациям. Если раньше, например, смена гарантирующего поставщика происходила по итогам конкурса, а на время его проведения прежний гарантирующий поставщик сохранял свои функции, то теперь ситуация кардинально изменилась. Гарантирующим поставщиком автоматически становится территориальная сетевая компания, и только после этого объявляется конкурс энергосбытовых организаций. Как сообщили в некоммерческом партнерстве гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, в таком подходе усматриваются «серьезные угрозы возврата к совмещению естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике». Однако есть и другие мнения. В ноябре Президент России подписал указ о создании ОАО «Российские сети», которое станет единым центром принятия решений и управления развитием электросетевого комплекса.
Как отметил председатель правления ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» Олег Бударгин, «решение о создании единой координирующей компании и синхронизации электросетевого комплекса сделает энергетику более доступной и в конечном счете положительно отразится на потребителях и позволит ликвидировать негативные явления и проблемы, усугубившиеся в результате реформы электроэнергетики».
В частности, своим указом президент поручил правительству разработать и утвердить стратегию развития электросетевого комплекса России, обеспечить ценообразование транспорта электрической энергии на основе надежности и качества обслуживания потребителей и эффективности инвестиционной деятельности сетевых компаний. А самое главное – предусматривается поэтапная консолидация территориальных сетевых организаций и снижение уровня перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе Российской Федерации. Как известно, за такой подход ратуют многие руководители волгоградских энергоемких промышленных предприятий.
Кто в конечном итоге будет гарантирующим поставщиком Волгоградской области, покажет время. Однако завеса таинственности вокруг происходящих процессов свидетельствует о том, что атмосфера накалена, а ситуация может измениться в одночасье.