Горожане обсудили расходы

В Волгограде будут уменьшены расходы на социальную сферу, а чиновников ждет поэтапное сокращение. Эти и многие другие острые вопросы формирования главного финансового "пирога" города на ближайшие три года обсудили участники публичных слушаний, которые состоялись накануне в стенах Волгоградской городской думы.

На чем будем экономить?

Публичное обсуждение проекта продолжалось более трех часов, за это время на суд горожан были вынесены основные параметры формирования документа.

Так, общий объем доходов бюджета Волгограда в 2013 году прогнозируется в сумме 13 535 482,6 тысячи рублей, в том числе безвозмездные поступления из областного бюджета – 3 783 878,6 тысячи рублей. Объем расходов планируется в размере 14 322 061,2 тысячи рублей. Дефицит бюджета составит 786 578,6 тысячи, или 8,5% к объему доходов.

– Ситуация складывается не самая радужная, ведь общий объем доходов у нас существенно сокращается, а объем собственных доходов увеличился всего на 557 млн рублей, – говорит заместитель главы администрации Волгограда Леонид Пикман и тут же объясняет, по какому принципу пошли финансисты, планируя бюджет. – В течение последних лет бюджет Волгограда становится все более дефицитным. Но невозможно каждый год планировать предельный дефицит и покрывать его кредитами, не имея при этом дополнительных доходов в достаточном количестве. Именно поэтому была разработана стратегия, согласно которой в 2013 году мы принимаем бюджет с дефицитом 8,5%, в 2014-м – 7%, в 2015-м – 5%, и только к 2020-му можно говорить о бездефицитном бюджете.

По оценке специалистов, бюджет Волгограда характеризуется как социально ориентированный, ведь более 70% средств идет на финансирование социальной сферы. Жителям Волгограда, пришедшим на общественные слушания, объясняют: чтобы освободить часть средств и направить их на развитие, в проекте предложено сократить расходы по некоторым направлениям.

К болевым точкам Леонид Пикман отнес мероприятия по безопасности дорожного движения, развития инженерной инфраструктуры, капремонта жилых домов по программе «Жилище», капремонта автомобильных дорог, капремонта многоквартирных жилых домов, переселения из ветхого и аварийного жилья и др.

Жертвой экономии станут и чиновники. В ближайшие три года аппарат управления городской исполнительной власти планируют сократить на 300 сотрудников, ежегодно увольняя по 100 человек.

– Невозможно в один год сократить 300 работников, – объясняет Леонид Пикман. – Ведь это повлечет за собой выплату предусмотренных законом компенсаций, а это довольно большая нагрузка для городского бюджета. Судите сами: увольняя 100 работников и делая им выплаты, мы не сокращаем, а увеличиваем расходы. Реальную экономию мы получим только с 2014 года. По-другому никак.

Развитие никто не отменял

Вместе с тем в новый бюджет заложены средства на приоритетные направления. Так, социальные выплаты остаются и индексацию заработной платы никто не отменял. Особое внимание, подкрепленное 200 миллионами рублей, будет уделено озеленению города. На эти деньги планируется привести в рабочее состояние муниципальное учреждение по озеленению, восстановить (где это возможно) поливочный водопровод и организовать полив с помощью техники.

Тема озеленения, между тем, вызвала некоторый резонанс. В частности, депутат областной думы Михаил Таранцов указал на то, что в уходящем году множество деревьев погибло в неравной борьбе с точечными застройками. А заместитель председателя КСП Волгограда Александр Бондаренко напомнил, как из-за плохого полива на Мамаевом кургане засохло около 70 тысяч деревьев и кустарников…

Еще одна статья расходов – строительство транспортной развязки в 201-м микрорайоне (200 млн рублей в 2014 году, плюс субсидия из областного бюджета 300 млн). Также заложены средства на приобретение в лизинг нового подвижного состава взамен полностью устаревших вагонов, покупку 50 новых троллейбусов с кондиционерами и 12 автобусов, которые работают на экологически чистом газовом топливе. Около 100 млн будет затрачено на анализ энергоэффективности учреждений. Графа расходов предполагает строительство детских садов, развитие программы «Волгоград – город равных возможностей» и открытие многофункциональных центров.

Вместе с тем не следует пренебрегать рисками, которые могут помешать исполнению бюджета. На них акцентировал внимание заместитель председателя КСП Волгограда Александр Бондаренко. Он подчеркнул, что при формировании главного финансового документа не было уделено достаточного внимания мероприятиям по подготовке к предстоящему чемпионату мира по футболу и строительству третей очереди скоростного трамвая.

– На момент формирования проекта бюджета города на областном уровне не была еще утверждена новая кадастровая оценка земель, – отмечает Александр Бондаренко. – Однако если депутаты областной думы прислушаются к бюджетному посланию президента и дадут больше самостоятельности муниципальным бюджетам, то город сможет получить дополнительные средства на развитие. Тогда, возможно, не придется сворачивать социальную часть. У нас есть резервы, которые надо использовать.

Таким образом, в адрес мэрии были приняты рекомендации, которые касаются проведения постоянного мониторинга законодательной базы Волгоградской области в части налога на доходы физических лиц, разработки плана мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот земельных ресурсов, обеспечения дополнительных поступлений от использования муниципального имущества за счет повышения качества и эффективности его управления, активизации работы со службой судебных приставов.

– Публичные слушания – это первый этап рассмотрения будущего бюджета, – подводит итог председатель комитета гордумы по бюджету, налогам и сборам Михаил Девятов. – Окончательное утверждение будет принято на заседании гордумы.