
С именем Сталина
В июне 1936 года наш город посетил Алексей Толстой, видевший Сталинград за восемь лет до этого. Писатель был удивлен переменами, произошедшими на улицах города. «Я только что с парохода, – говорил он, – и не успел еще вглядеться в это чудо… Набережная приняла совершенно новый, очень культурный вид. Мне нравятся ее строгие линии… Все это чудесно».
«Чудеса» Сталинграда того периода действительно могли поразить воображение не только писателя, но и любого человека. В 1923 году в Царицыне с пригородами проживало 113 815 человек. Характеризуя тот период, исследователи, как правило, отмечают, что хозяйственная деятельность в торгово-промышленном Царицыне била ключом, в нем прощупывался пульс экономической жизни всего Поволжья.
Внимание всей страны к Царицыну, к его успехам, достижениям по организации нового социалистического хозяйства способствовало решению об изменении имени города в соответствии с новыми идеологическими установками. Ведь и Толстой приезжал в город совсем не случайно.
Еще до его приезда, в ожидании большого гостя, газета писала:
«...В беседе с нашим московским корреспондентом писатель Алексей Толстой сообщил, что сейчас он работает над романом «Оборона Царицына», который он предполагает закончить в январе 1936 года. Вслед за этим А. Толстой будет писать сценарий для фильма «Взятие Царицына»...»
История свидетельствует: 10 апреля 1925 года город получил свое новое имя – Сталинград. Для того времени – это событие знаковое. Город, носящий имя Сталина, должен быть идеальным во всех отношениях. События разворачивались стремительно. Так, уже в апреле 1932 года тракторный завод (СТЗ) рапортовал: «Проектная мощность завода освоена!», в мае правительство наградило СТЗ орденом Ленина, и в этом же году город стал административным центром Нижне-Волжского края, «потеснив» старый губернский центр – Саратов.
А казалось бы, еще совсем недавно (всего-то два года назад) газета «Борьба» во весь разворот крупными буквами сообщала:
«...Сегодня, 17 июня, величайший в мире Государственный Сталинградский тракторный завод им. Феликса Дзержинского волею рабочего класса и Коммунистической партии даст с конвейера первые тракторы. 90 000 000 рублей экономии даст завод уже в первый год своей работы, выпустив в 1930-31-м хозяйственном году 35 500 тракторов. Эта сумма покрывает ВСЕ ЗАТРАТЫ, сделанные на закупку оборудования за границей. В первые три года работы (с момента пуска) завод даст советской стране 137 500 тракторов. Совхозы и колхозы! Приобретайте тракторные обязательства...»
Удивительный документ: еще ничего нет – в смысле конечного продукта СТЗ, трактора. Но сколько надежды, ожидания, уверенности, гордости! Сумели, смогли, сдюжили! Уже подсчитана экономия, уже заглянули на три года вперед… И все бы ничего, но вот в конце то ли призыв, то ли просьба: «приобретайте тракторные обязательства», вдруг открывает совершенно иные смыслы.
Устремленные в будущее
СТЗ дал толчок и развитию системы высшего образования, и в первую очередь – конечно же! – технического, поскольку первенцу отечественного тракторостроения нужны были свои специалисты. Главная газета региона писала:
«...В 1928 году, когда определилось окончательное лицо будущего Сталинграда, как крупнейшего индустриального центра, окружные организации вплотную подошли к разрешению вопроса об открытии в городе индустриально-технического вуза.
В 29-м году, в связи с уточнением пятилетнего плана промышленного развития Н.?В. края, крайисполком выносит решение о том, чтобы сталинградский вуз был открыт в 1930-31 году в полном составе всех факультетов.
В этом направлении были предприняты энергичные ходатайства в центре, с конкретным обоснованием необходимости открытия ВТУЗа в Сталинграде. Вопрос об этом был окончательно разрешен в положительном смысле Совнаркомом в декабре 1929 года и в титульный список ВТУЗов ВСНХ нового типа был внесен сталинградский механико-машиностроительный институт, подлежащий открытию с осени 1930 года».
И все свершилось! И именно так, как сообщали местные газеты в мае 1930 года:
«Открытие Сталинградского тракторостроительного института. Сегодня в здании дома «Науки и Искусств» (городской театр) состоится торжественное открытие Сталинградского тракторостроительного института, совместно с представителями партийных, профсоюзных, советских и хозяйственных организаций и представителей от рабочих. Вход по билетам, разосланным по организациям. После официальной части будет постановка местной оперной труппы. Начало ровно в 5 часов вечера».
С этого времени и ведет отсчет своей истории Волгоградский государственный технический университет (а в те годы – Сталинградский тракторостроительный институт), всего на месяц ранее пуска СТЗ, для которого первоначально и предназначалась подготовка специалистов с высшим техническим образованием. И началась обычная жизнь вуза – первые преподаватели, первые студенты, поскольку до этого в городе и техникума?то не было...