Отделить символ от марки

Вопросу о том, как развивать привлекательность региона, не посрамив его исторического прошлого, было посвящено отдельное заседание регионального государственно-патриотического клуба, прошедшее вчера в Волгоградской областной думе. Законодатели и эксперты, представители общественности и средств массовой информации вместе пытались понять, почему благое намерение по формированию регионального имиджа превратилось в демарш против истории.

Поисками себя Волгоград занялся не в первый раз – разговоры о том, что необходимы новые платформы туристической привлекательности, альтернативные военно-патриотической, ведется уже не первый год. Саму патриотику также неоднократно пытались подретушировать – придать более современный, даже технологичный вид. И если попытки поговорить о волгоградских вкуснейших арбузах-помидорах еще находили какой-то позитивный отклик, то, например, идея одеть суровый монумент Родины-матери в сарафан из цветов вызвала полное отторжение. Не увенчался успехом и проект патриотического центра «Победа» – слишком глобальный и оттого зыбкий, он так и не нашел своего реального воплощения. А очередная попытка придумать новый символ и вовсе привлекла к себе внимание.
Причина провала до смешного проста и заключается в буквах. Проект конкурса был оформлен таким образом, что подразумевал не просто поиск нового символа в дополнение к Родине-матери, а ее чуть ли не физическую замену скульптуры. Кстати, вероятно, именно поэтому и не нашлось ни одного желающего в нем поучаствовать. Печальный итог – увольнение одного из сотрудников администрации, чье имя пока не названо, и должностные выговоры еще для троих.

Рассуждая о вопросах формулировок, участники заседания пришли к необходимости четкого разделения понятия символа и марки. Задуматься об этом заставила автор «Народной экнциклопедии» о Волгоградской области Анна Степнова, которая привела пару примеров использования образа Родины-матери в сувенирной продукции региона: «Вот магнит в виде кружки с пивом, в которую вставляются зубочистки. На пивной кружке изображена Родина-мать. Не знаю, как вас, а меня это шокирует. Вот зажигалка «Родина-мать зовет!» – аналогичный шок».
Не говоря о том, что большая часть милых безделушек, которые можно приобрести возле излюбленных туристами мест города, имеет отнюдь не местное происхождение, а наполовину родом из Китая, нужно очень осторожно подходить к самому концепту сувенира. Ведь символ, как было замечено в ходе дискуссии, не материален, материальна лишь марка. Символы не нужно придумывать, они подарены нам самой историей. Создавать нужно марки. Ну а грань между символом и маркой – то есть между тем, где допустимо использовать изображение Родины-матери, и тем, на чем ее печатать, категорически нельзя – слишком тонка, чтобы в этом мог разобраться дилетант.
Заместитель председателя Общественной палаты Волгограда, директор музея-панорамы «Сталинградская битва» Борис Усик подвел итог заседания клуба, обратившись к вопросу компетенций.

– Я думаю, что за этим инцидентом мы должны увидеть ту недоработку, в результате которой эта инициатива не прошла экспертизу профессионалов, специализирующихся по таким вопросам. Покажите мне хоть какое-то официальное постановление, где написано, что без художника Владислава Коваля, например, не должен делаться ни один геральдический рисунок для региона. Да, революцию 1917 года делали молодые люди. Гайдару – командиру полка – было 16 лет. Но мы до сих пор отходим после этой революции. Девяносто лет мы отрицали православие, теперь мы не знаем, как повернуть народ в нравственную нишу. Двадцать лет нам доказывали, что армия не нужна, а теперь выясняется, что армия разрушена и мы беззащитны. И таких примеров можно приводить очень много. Проблема везде одна – отсутствие взвешенного, профессионального подхода к проблеме. Кто из ребят, которые этим конкурсом занимались, сдавал зачет по администртаивной работе, по законотворческой, по нравственной – всему тому, что и составляет сложность занимаемой ими должности. Надо смотреть, как и кто работает в этой отрасли формирования нравственного восприятия. Где списки этих экспертов, которых нужно привлекать по каждой конкретной задаче? Почему же не участвовали профессионалы? Потому что это участие ничем не регламентировано.

Попытка создания нового регионального бренда пока не увенчалась успехом, однако в то же время дала опыт, использование которого может оказаться полезно в будущем. Ведь идея реформирования имиджа никуда не исчезла, эту необходимость не отрицал и никто из присуствующих. Но оно должно быть очень аккуратным и не пересекать рамок дозволенного, которые в этот раз были очень четко определены.