Рассуждая о безопасности продуктов питания, необходимо в первую очередь поднимать вопрос об экологически чистом сырье и технологиях производства. К примеру, компания, добывающая чистую питьевую воду, работает на территории ландшафтного заказника, где в радиусе 60 км отсутствуют любые промышленные объекты. Питьевая вода, добываемая из артезианской скважины, подвергается механической очистке (химреагенты не используются), а цех разлива построен прямо на месте добычи. Казалось бы, так и просится на этикетку: "экологически чистый продукт". Однако не все так просто.
– Если экологическую и санитарно-гигиеническую оценку продовольственной продукции можно произвести, руководствуясь определенными правилами и гигиеническими нормативами, – отмечает начальник отдела сервиса и развития торговли Министерства промышленности и торговли Волгоградской области Людмила Крючкова,– то, что касается территории, на которой производится продукция – документально доказать, что она относится к категории экологически чистых, зачастую не представляется возможным.
Проблему предстоит решать в рамках формирующегося федерального законопроекта "О производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции". В нем, помимо жестких правил использования слов "экологически чистый продукт" на маркировках товаров, будет уделено особое внимание охране земельных участков, отведенных под производство экологически чистой сельхозпродукции.
Все участники "круглого стола" соглашаются, что качество продукции в современных условиях становится основным конкурентным преимуществом.
– Стоит отметить, что за последний год нами не зафиксировано ни одной претензии к качеству местных продуктов,– сообщила консультант сектора по защите прав потребителей Министерства промышленности и торговли Волгоградской области Илона Егорова.
А что же говорят о местных продуктах, те, кто их реализуют?
Помощник генерального директора по связям с общественностью группы компаний «Радеж» Вячеслав Кузьменко поделился впечатлениями:
– Прошли времена, когда все импортное, завозное воспринималось на «ура». Мы проводим маркетинговые исследования и по результатам их судим: покупатель в большинстве случаев отдает предпочтение продукции местных производителей. Поэтому работа с этой категорией поставщиков является нашим приоритетом. Даже представители маркетинговой службы федеральных сетей, таких как «Метро» и «Лента», убедились в том, что эта товарная группа сегодня наиболее востребована потребителем.
– Уже сейчас в среднем 43% основных продуктов питания у нас относится к категории местного производства,– подчеркивает Людмила Крючкова. – И в ближайшее время мы стремимся понять долю местных производителей до 70%.
С точки зрения областной власти главное – дать шанс местным производителям. Это, прежде всего – источник пополнения регионального бюджета. А выгодна ли такая продукция нам, покупателям? Если поразмышлять – она должна быть дешевле, поскольку все издержки закладываются в ее себестоимость. Вячеслав Кузьменко признает, что в Волгограде цены на продукты питания несколько ниже, чем в целом по России, поскольку здесь имеет место серьезная конкуренция между торговыми сетями. А их в Волгоградской области девять (шесть федеральных и три региональных). Сетевики заявляют, что готовы заключать договора о продвижении товаров местных производителей. Но делают акцент: производитель должен подумать о качестве, включая экологичность, и ценовой политике. Не стоит удешевлять продукт некачественным сырьем.