
Условия возврата билета сильно различаются не только в зависимости от выбранного вида транспорта, но даже от того, какая компания осуществляет перевозку. Каждый случай индивидуален, но общие правила выделить все-таки можно. Первое – билеты предпочтительнее приобретать в представительствах самой компании, а не у агентов или в общих кассах. Тогда при возврате денег можно будет обратиться в представительство любого города России. В противном же случае придется получать деньги именно там, где были куплены билеты. Второе – если поездка была отложена по причине болезни, то даже при простуде лучше не лечиться дома, а получить больничный лист, потому что его наличие в большинстве случаев позволяет вернуть потраченные на билет средства на гораздо более выгодных условиях.
Правило больничного листа – это называется «вынужденный возврат» – применяется в большинстве авиакомпаний. «Сибирь», «ЮТэйр» и «Руслайн» при наличии больничного возвращают стоимость билета полностью, правда, «Сибирь» взымает 2% от его стоимости за оформление в качестве сервисного сбора, а в «Руслайне» на некоторых тарифах взымается комиссия в 1 тысячу рублей. Что же касается «Аэрофлота», то, как сообщили в его справочной службе, скидки на больничный там не делают и штраф за отказ по болезни оплачивается на общих условиях. Кстати, общие условия почти везде одинаковы – о своей невозможности лететь необходимо предупреждать как можно раньше: если отказаться от билета менее чем за сутки или вовсе ничего не сообщать, то теряется как минимум 25% стоимости билета плюс разнообразные сборы сверх этого. Если полет отменяется заранее, но оправдательных документов не имеется, то денежные потери составляют от 800 до 1,5 тысячи рублей. Отличается также и сам механизм возврата. При вынужденном возврате может потребоваться отправлять письмо с копией больничного листа на имя главы компании, как происходит это, например, у «Сибири». При добровольном же отказе, как правило, все операции производит сервисная служба.
Размер возвратной стоимости автобусного билета также варьируется в зависимости от того, насколько своевременно вы предупредили компанию-перевозчика о том, что не сможете поехать. Если это происходит ранее, чем за два часа до отправки автобуса, то потери составят всего 5% от стоимости билета, если позднее – то 15%. Если же вы опоздали на автобус, то в течение 3 часов после его отправки у вас еще есть возможность вернуть деньги, но уже с потерями в 25%. Аналогичная сумма удерживается и в том случае, если покупатель предоставляет больничный лист, но тогда срок, в течение которого можно вернуть билет, увеличивается уже до трех суток с момента отправки автобуса. Вернуть ваш билет можете не только вы сами, но и кто-то другой, если предъявит в кассу ваш паспорт. Цифры штрафа здесь представлены усредненно, в зависимости от компании-перевозчика они могут варьироваться, но не очень сильно. Важно помнить, что если билет приобретался не в самой компании, а у агентов, то могут осуществляться дополнительные удержания.
Самая сложная и многоходовая система возврата действует в РЖД. Там практически каждый случай уникален. Впрочем, если имеется больничный, то в течение пяти суток после отправления поезда можно вернуть стоимость билета с минимальными потерями – 141р. 40 коп. штрафа за возврат плюс цена плацкарты. Если возврат происходит до отправления, то в большинстве случаев даже при отсутствии больничного удерживается только штраф за возврат. Необходимо учитывать, что если покупатель по каким-то причинам не может вернуть билет сам, то это может сделать другое лицо, имеющее на то нотариальную доверенность.