
…На часах – 7.30. У дверей 31-го цеха Нескоблина встречает директор опытного завода Юрий Мельник, и уже вместе они идут мимо длинного ряда станков, буквально на ходу обмениваясь рукопожатиями и короткими репликами со встречными коллегами. Маршрут для обоих привычный, каждодневный.
«Но это не тот парадный маршрут, которым у нас обычно водят высоких гостей, чтобы продемонстрировать им какие-то производственные победы, новации, эксклюзивные образцы техники, подчеркивает Юрий Васильевич. – Первый заместитель генерального директора и генерального конструктора акцентирует внимание на проблемных участках, определяющих сегодняшний и завтрашний день завода. И в этом плане Николай Серафимович нам никогда не дает расслабляться: любое упущение заметит, хотя, казалось бы, и я на заводе по 11 часов…. Пока до конца 33-го цеха дойдем, успеваем обговорить итоги прошедшего дня, узловые вопросы дня наступившего. Вообще по большому счету практика такого взаимодействия руководителя с производством на предприятиях сегодняшнего дня редкость. «Рулят», в основном, из кабинетов. ЦКБ «Титан», считаю, повезло – как связующее звено между конструкторами, производственниками, снабженцами, финансистами, работниками службы качества Нескоблин незаменимый помощник. И этот стиль руководства у него не только от глубокого понимания производственных процессов, но и, думаю, от какой-то внутренней потребности как специалиста. В нынешнюю субботу приезда Николая Серафимовича на завод я уже точно не ждал. Он же в командировке был, в Москве. Что в те дни творилось на автомобильных трассах и в аэропортах столицы, нам в телепрограммах показывали. Из-за нелетной погоды Николай Серафимович всю ночь просидел в аэропорту, в Волгоград смог вылететь только утром. И после такой ночи смотрю – идет по цеховому пролету…»
…Конечный пункт утреннего маршрута двух руководителей – 6- и 7-й участки. Святая святых ЦКБ «Титан» – место сборки самых первых образцов агрегатов новой боевой техники. Много позже, когда эти машины встанут на боевое дежурство, они будут удостоены самых престижных оценок и громких эпитетов специалистов – многолетняя история волгоградского «Титана» фиксировала создание в этих стенах только уникальных машин. Но пока процесс превращения груды металла в умную и грозную военную технику в самом разгаре, а значит, конструкторам, расчетчикам, технологам, программистам, мастерам, рабочим и конечно же руководителям предприятия предстоит еще не раз и не два поломать головы над тем, как достичь, по сути, выдающегося результата.
Из всех единиц сборки традиционно главное внимание – агрегатам, готовым для испытаний. Собственно, они уже ушли на космодром, за исключением одного. На короткой планерке с руководителями конструкторских служб и опытного завода, которую Николай Серафимович начинает здесь сразу после обхода производства, именно эта пусковая становится темой номер один. Для самих участников разговора, понятно, эпизод самый обыденный. Но со стороны уже один лишь он заставляет проникаться почтением к собравшимся. Их Делу...
На какие-то миллиметры кабель оказался короче, – озвучивают одну из проблем дня специалисты отделения электроавтоматики. А кабеля этого на агрегате – километры! Но многотонной громадине в три человеческих роста не стать уникальной машиной без такой мелочи и проблему нужно решать самым срочным образом….
Всего же, согласно протоколам утренних совещаний под председательством первого заместителя генерального директора и генерального конструктора, фиксируется порой до 60 вопросов. За 10-15 минут обсуждения! И все первоочередные. При этом лишь порядка 10 относятся непосредственно к опытному заводу, а значит, решение можно организовать без особых проблем – ночью работа будет выполнена, днем, легко или с великими потугами – уже мало кого волнует. Настрой единый: будет выполнено оперативно, и точка.
Другое дело – львиная доля проблем, которые оказываются за пределами компетенции волгоградцев и «завязаны» на предприятия смежников (их без малого две сотни), заказчика. И в этих случаях согласования, переговоры, ожидания могут длиться неделями. Прекрасно зная партнеров, Нескоблин умеет убеждать и договариваться и за тысячи километров. В конечном итоге в тандеме с руководителями подразделений «Титана» проблема может быть решена за считанные часы.
Возникла какая-то нештатная ситуация на испытаниях? Николай Серафимович «выудит» из памяти некий аналогичный случай – Нескоблин более 20 лет непосредственно занимался испытаниями новой техники, в том числе в качестве заместителя генерального конструктора направления, так что и этот его опыт сегодня большое подспорье в работе молодых коллег.
– Мой первый заместитель прекрасный организатор. Он может организовать все, что необходимо организовать для эффективной работы, – отрекомендовал однажды коллегу генеральный директор и генеральный конструктор ЦКБ «Титан» Виктор Александрович Шурыгин. И более блестящей характеристики в данном случае вряд ли можно заработать в принципе. Уровень требовательности у первого руководителя лидера волгоградской оборонки – максимальный.
…С завода Нескоблин уезжает в начале девятого. На своем основном рабочем месте в инженерном корпусе в течение дня он будет обсуждать с руководителями научно-технических подразделений ход работы над проектами, вести согласование принципиальных проблем с генеральным директором и генеральным конструктором и переговоры с заказчиком, «утрясать» острые вопросы, возникающие на полигонах. А еще заниматься самыми что ни на есть рутинными делами, без которых невозможна хозяйственная жизнь предприятия, да и личная жизнь его сотрудников.
Но вечером, когда в центральном офисе темнеют окна, он обязательно еще раз постарается заглянуть на опытный завод, где работает вторая смена. «Чтобы товарищи не спали», – отшучивается. А если серьезно… На протяжении последних лет коллектив ЦКБ «Титан» берет на себя стабильно высокие обязательства и сравнительно небольшой численностью фактически перекрывает объемы целого ряда предприятий, у которых штат работников больше в разы. Причин успехов ЦКБ «Титан» сегодняшнего дня можно называть много, назовем главную: здесь есть, кому выстраивать систему эффективной работы! И первый заместитель генерального директора и генерального конструктора в этом плане одна из ключевых фигур.
42 года Н.С. Нескоблин на предприятии. При его непосредственном участии был разработан большой ряд изделий специального назначения, впоследствии принятых на вооружение: подвижные агрегаты наземного оборудования ракетных комплексов «Пионер», «Тополь», «Искандер». Большой личный вклад Николай Серафимович внес в отработку ракетного комплекса «Тополь-М», что в дальнейшем обеспечило успешное завершение госиспытаний и, как результат, принятие комплекса на вооружение.
И сейчас, когда растут производственные объемы ЦКБ «Титан», работы у «правой руки» генерального директора и генерального конструктора только прибавляется. А это значит, будут в жизни Николая Серафимовича новые ракетные старты.
Несколько лет назад один из журналистов задал Нескоблину «неудобный» вопрос:
– Если бы у вас появилась возможность вернуться в юность, какие из жизненных шагов не захотели бы повторить ни при каких обстоятельствах?
Он ответил буквально следующее:
– Мои жизненные ошибки не из тех, из-за которых стоило бы кардинально изменить судьбу. Я никогда не был коммунистом, но искренне верил в лучшую долю для России и хочу верить. Был патриотом и буду, что бы ни произошло. И «Титан» бы в качестве места работы выбрал при любом раскладе. Хотя бы потому, что делом, которым мы занимаемся, можно только гордиться.
В канун юбилея мы поинтересовались, какие корректировки бы он внес в этот ответ сегодня, годы спустя? И услышали короткое:
– Никаких …
На правах рекламы