
Сегодня в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области используют более трехсот программ по здоровому питанию. Некоторые из них – авторские, но одна из самых распространенных «Разговор о правильном питании», разработанная Институтом возрастной физиологии РАО. Наш регион подключился к программе 10 лет назад, и за это время с ней познакомились более ста тысяч как школьников, так и дошколят.
– На детей ежедневно обрушивается поток разноречивой информации. Из телевизора их убеждают, что пирожное заменит стакан молока, что все продукты одинаково полезны или что можно пообедать шоколадным батончиком, – говорит директор лицея № 5 Лариса Тропкина. – Поэтому важно помочь детям разобраться во всем этом.
Перед дискуссией всех участников встречи пригласили на открытый урок. Как правильно питаться, вместе с учителем выясняли ученики лицея. Они уже знают, что морковка – это полезный продукт, а конфеты есть можно, но понемножку. Учитель называет продукты, а дети разноцветными флажками показывают, как часто их можно употреблять.
– Важно, что мы едим, но еще важнее, как мы это делаем, – говорит учитель Нина Петрова. И рассказывает ученикам о правилах этикета. Дальше им предстоит узнавать кулинарные традиции разных народов, а потом и рецепты приготовления полезных блюд.
Специалисты говорят, что такие уроки влияют на отношение детей к вопросам питания. Если до разговора о правильном питании порядка 30% волгоградских школьников среди своих любимых продуктов называли фрукты и овощи, кашу и молочные продукты, то после изучения программы их число увеличилось. Овощи и фрукты стали любимыми продуктами у 78% детей, а более 60% учеников распробовали гречку и овсянку.
По словам старшего научного сотрудника Института возрастной физиологии РАО Александры Макеевой, разговор о питании влияет не только на детей, но и на их родителей. Перед тем как дети начали заниматься по программе, мамы и папы были уверены, что для здорового и рационального питания им не хватает денег и времени. В конце курса деньги и время отодвинулись на задний план, теперь родителям не хватало знаний. «Скорее всего, дети, приходя домой, ретранслировали полезные знания о питании», – говорит она.
Завкафедрой Волгоградской академии повышения квалификации работников образования Юрий Науменко отметил, что в тех школах, где проходят занятия по программе «Разговор о правильном питании», отмечается уменьшение различных заболеваний органов пищеварения.
Наряду с обучением основам здорового питания в регионе уделяют внимание питанию в стенах образовательных учреждений. По словам заместителя министра образования и науки региона Ларисы Савиной, в этом году было потрачено более 25 млн рублей на модернизацию школьных пищеблоков. Сами образовательные учреждения стараются охватить как можно больше своих учеников горячим питанием. Например, в Котлубанской школе Городищенского района Волгоградской области все ученики не только завтракают и обедают в школьной столовой, но и несут рецепты блюд, приготовленных школьными поварами, домой.
– Когда мы говорим о правильном питании, зачастую думаем об ограничениях, – говорит Александра Макеева. – То, что полезно, не всегда кажется вкусным. Так вот, пятый принцип правильного питания – это удовольствие. И мне приятно, что дети, которые участвовали в разговоре о правильном питании, не просто стали есть полезные продукты, но и осознавать, что им это нравится.