
Секрет щербета
Неоспоримо и то, что кондитерский бизнес – один из самых сложных. Для менеджеров по продажам он еще и стрессовый. Конфеты – продукт скоропортящийся.
Если производство на каждом предприятии предполагает планирование и соблюдение всей цепочки технологического процесса, то с началом этапа реализации для отделов сбыта всех предприятий начинается настоящий «цейтнот». Мало того что нужно найти покупателя, сформировать заказ и отследить прохождение платежей, один из важнейших моментов – доставить продукцию в целости и сохранности и точно в срок. Любой форс-мажор, включая задержку транспорта или отгрузки, оборачивается убытками для обеих сторон.
При этом следует учесть и высокую конкуренцию. Так, например, из-за превышающего спрос предложения печенья отдельные предприятия в период кризиса ушли с рынка. Другим пришлось расширять продуктовую линейку за счет выпуска мармелада или зефира. Однако при всех перипетиях на рынке «кондитерки» продолжают появляться новые игроки.
В их числе – ООО «РосторгСладость», возглавляемое Сергеем Аникеевым. Его опыт довольно интересен и демонстрирует, что при нетривиальном взгляде на бизнес свою нишу можно найти всегда.
Когда-то Сергей Аникеев, бывший военный летчик, начал с того, что возил небольшие партии восточных сладостей из Польши, Прибалтики и Подмосковья. С разразившимся в 1998 году кризисом стало ясно, что гораздо выгоднее развивать собственное производство. Первый килограмм произведенного на предприятии арахиса ушел на жигулевскую оптовую базу играючи. Теперь «РосторгСладость» производит до 15-20 тонн восточных сладостей ежемесячно, хотя, как признается директор, имеющиеся мощности позволяют производить до 160-180 тонн. Рост объем сдерживается присутствием на рынке более дешевой продукции.
– У щербета, на который мы в свое время сделали ставку, рецептура одна на всех, – делится своими размышлениями Сергей Аникеев. – Привозят его из Азова, из других областей. Нюансы – в составе. У нас он такой же, как у других, но есть и особенности. Например, если кто-то использует при производстве сухое цельное молоко, мы отдаем предпочтение сгущенному, у кого-то присутствует маргарин – у нас его нет.
На каждый роток
В волгоградских торговых сетях под собственной маркой продукция «РосторгСладости» пока не представлена. С одной стороны, предприятию интересно увеличивать сбыт, с другой – сети не всегда предлагают хорошие условия и никогда не озвучивают, сколько продукции может быть реализовано. Когда-то у «РосторгСладости» были свои торговые предприятия, но позже от них было решено отказаться – посчитали распылением средств. Сконцентрировались на производстве и логистике.
Довольно известное среди кондитеров и потребителей предприятие – ООО «Ласточка» – тоже благополучно прошло через кризис. Сахарное печенье здесь выпускают уже более десяти лет. Причем в условиях высокой конкуренции со стороны местных производителей и поставщиков из других регионов. Однако для большего маневра на рынке «Ласточка» пытается расширить торговую линейку. Одно из новшеств – появление мармелада без сахара и лимонной кислоты с использованием пектина. Это продукт растительного происхождения, признанный ВОЗ безопасным, с токсилогической точки зрения, продуктом.
– Из своего опыта могу сказать, что периоды спада и подъема продаж варьируются, – говорит заместитель директора ООО «Ласточка» Елена Федунова, – как в области, так и по России. Иногда эти процессы предугадать сложно. Поэтому о сезонности судить не берусь, а вот печенье и мармелад пользуются круглогодичным спросом.
Помимо мармелада «Ласточка» планирует и выпуск конфет, не боясь войти в нишу, которую уже много лет назад прочно «застолбила» фабрика «Конфил». Елена Федунова уверена, что на каждый товар всегда найдется свой покупатель.
Время есть марципанчик
Конечно, «Конфил» – это признанный лидер волгоградского рынка, крупнейший производитель кондитерских изделий не только в Волгоградской области, но и во всем Нижнем Поволжье. Здесь производится около 14 тысяч тонн изделий в год, всего около 300 наименований продукции. 50% – это карамель, считающаяся одной из лучших в стране, 40% – конфеты и 6% – пастило-мармеладные изделия. Продукция «Конфила» известна не только России, но также экспортируется в Германию, Грецию, республики Средней Азии. Волгоградские потребители знают, что по соотношению «цена-качество» это один из самых оптимальных вариантов. Однако и здесь признаются, что работа идет в условиях жесткой конкурентной борьбы с импортной продукцией.
По данным, предоставленным отделом маркетинга ООО «Торговый дом «Рада», емкость волгоградского рынка составляет около 210 тонн. При этом мучнистая группа, включая печенье и пряники, занимает 55% всей продукции, сахаристая группа (карамель, зефир) – 13%, шоколадная группа – 32%. Из общего объема представленных кондитерских изделий 78,5% – это продукция отечественных производителей, 21,5% – зарубежных.
Заместитель директора ООО «Кондитерское оборудование» Роман Лемперт проработал в этой сфере без малого двадцать пять лет и продолжает поставлять оборудование для упомянутых волгоградских предприятий.
– О том, какова ситуация на рынке, можно судить по вкусовым предпочтениям потребителей, – говорит он. – До кризиса была потребность в оборудовании для производства конфет класса «премиум». Потом наши заказчики переориентировались на дешевые конфеты. Сейчас вновь возвращается интерес к «премиуму».
Как отмечают специалисты, объем волгоградского рынка кондитерских изделий растет на 2-4% в год. Так, «Торговый дом «Рада» в прошлом году, по сравнению с предыдущим, увеличил продажи на 30%. При этом наблюдается рост потребительского интереса к сложным кондитерским изделиям с различными начинками и продукции, обогащенной полезными для здоровья элементами.
И даже с учетом высокой конкуренции по целому ряду товарных позиций спрос удовлетворен пока не в полном объеме. В дальнейшем, считают эксперты, может быть востребована продукция с более сложным составом и экзотическими вкусовыми качествами. Конечно, при условии сохранения такой же динамики и стабильности.