
Чьи артефакты?
Подводные охотники, бороздящие волжские глубины, отмечают, что с каждым годом погружения становятся все более опасными. Волга загрязняется все интенсивнее, а очистку дна от промышленного мусора никто не производит. Большая вода вымыла затопленные корабли и баржи ближе к поверхности, и большинство из них уже стали объектом внимания охотников за сокровищами.

Раньше дайверы Волгу обследовали со спортивного самолета, а теперь у них на службе квадрокоптер. Работа в воздухе и под водой показала: только в акватории Волгоградского водохранилища близ Ерзовки покоится около двадцати затонувших крупных объектов, большая часть из которых – времен войны. Именно так был обнаружен и бронекатер, который в ноябре достали со дна реки.
В ходе погружений была также найдена затонувшая баржа, ученым еще предстоит установить время ее гибели. Итогом следующих экспедиций могут стать более ценные находки. Не исключено, что среди них окажется и пассажирский пароход «Иосиф Сталин», расстрелянный в ночь с 26 на 27 августа 1942 года с берега немецкими частями, прорвавшимися к Волге.
– Однажды мы нашли военный корабль близ Светлого Яра. Но поскольку все находки по закону должны сдавать государству, поэтому ничего не тронули, – рассказывает дайвер со стажем Константин Редькин. – А пока узнавали, как можно легально извлечь корабль на поверхность, находки разворовали! Правда, часть экспонатов удалось передать в музей-панораму «Сталинградская битва», где потом была организована большая выставка. Через год снова нырнули к кораблю, но даже гильз от патронов не обнаружили. Я тогда сильно расстроился, ведь сюда можно было водить экскурсии для дайверов.
Кстати, ныряльщики приносят большую пользу. Например, сотрудники федерального центра «Лидер» не раз приезжали в Волгоград для экстренной ликвидации авиабомб, обнаруженных на дне. Так, в октябре 2008 года специалисты в акватории Тракторозаводского района уничтожили немецкую авиабомбу SD весом 1800 килограммов. Еще ранее там же минерами были уничтожены 100-килограммовая немецкая авиабомба и три минометных снаряда, которые находились на глубине всего семи метров.

Немалую угрозу ныряльщикам на Волге несут обрывки сетей и снасти браконьеров – так называемые «порядки». Фрагмент каждого «порядка» представляет собой жуткое зрелище – мощная проволочная тетива, от которой отходят веревочные шнуры с заточенными крючками, за которые цепляются осетры и белуги. От Волгограда до Астрахани такие ловушки калечат дайверов, были и случаи гибели.
Паразиты на дне Волги
Сколько затопленных барж, техники, военных танков и оружия скрыто под толщей волжской воды, доподлинно не знает никто. До настоящего времени их не считали. Но в том, что они представляют угрозу для подводной флоры и фауны, сомневаться не приходится. Все, что только можно, «черные» археологи извлекают по частям наверх, но, как правило, они плохо представляют, что за объект лежит на дне и насколько он опасен.
– Влияние на экологию реки есть, особенно если судно затонуло с остатками топлива и масел. Даже если там все закрыто герметично, металл гниет, содержимое начинает просачиваться, и в результате – нефтяное загрязнение, – отметил директор межрегионального экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов.

По данным природоохранной прокуратуры, в числе затопленных есть паромы, поливочные платформы, остатки теплоходов и «нефтянки», а также брандвахты и «рыбницы». Официально обнаруженные затопленные объекты числятся в списках Нижне-Волжского бассейнового управления.
В последней строке таблицы пометка – собственник. В ней почти везде стоит прочерк. По словам замруководителя ведомства Александра Ракова, определить хозяина подводного металлолома очень сложно. А добровольно никто не признается, ведь именно собственник обязан поднимать затонувшие баржи, что не каждому по карману.
– Когда у судна есть хозяин, проблем не возникает - мы через суд заставляем его поднимать. Но если собственника нет, возникает большая проблема – сообщили в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.
Экологи на федеральном уровне настаивают на установке специального порядка утилизации затонувших плавсредств. На сегодняшний день в России этот процесс не урегулирован: не определены ответственные исполнители и источники финансирования таких работ.
Впрочем, затопленные объекты, представляющие экологическую опасность, все же извлекаются на поверхность по требованию природоохранной прокуратуры. По закону это обязанность муниципальной власти. Так, по решению суда со дна были подняты теплоход, баржа «Румынка» и дебаркадер, которые находились в затоне у Краснослободска. Объекты отправили на утилизацию.
Поделиться в соцсетях:
нет