
Честный рынок
УФАС рассмотрело 439 дел о нарушениях законодательства о рекламе, контрактной системе, торговой деятельности и процедуре торгов.
- Больше всего нарушений законодательства о контрактной системе (345 дел) и нарушений процедур торгов, проведение которых является обязательным (44 дела), – рассказал руководитель правления Роман Лучников. – На втором месте – нарушение рекламного законодательства (42 дела) и на третьем – нарушение антимонопольного законодательства (12). Было выдано 80 предписаний об их устранении.
За первое полугодие возбуждено 280 дел об административных правонарушениях, к ответственности привлечены 155 должностных лиц, 32 юрлица, 2 физических лица и взыскано штрафов на 13 663 тыс. рублей.
Среди рассмотренных дел – жалоба от ООО «БМВиКо» на действия «Концессии водоснабжения», которая провела отбор проб на наличие запрещенных веществ в составе сточных вод. Проба показала к сбросу вещество – четыреххлористый углерод. Предприятие было вынуждено прекратить деятельность по приемке отходов населения, и ему грозил многомиллионный штраф. При этом контроль был проведен таким образом, что абонент не смог сделать параллельный отбор проб, а значит, был лишен возможности оспорить анализы в суде. К тому же, концессионеры заблокировали свободный доступ к колодцам, наложив пломбы, и уклонялись от повторных контрольных проб.
- Такие действия – это превышение пределов осуществления прав и нарушение закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением), в результате чего собственник пункта приема отходов был вынужден приостановить свою деятельность, – пояснил Лучников. – УФАС выдало предписание об устранении нарушений, и компании грозит оборотный штраф.
Также проводится контроль органов власти. За 6 месяцев им выдано три предупреждения, два из них исполнено. Рассмотрено 20 жалоб о нарушении закона о защите конкуренции. Например, после рассмотрения обращений от «Регионального фонда капремонта» в реестр недобросовестных подрядных организаций включены «Тамбовская Строительная Компания» и «Управление Фасадремонт Волгоградгоргражданстрой». Они неоднократно нарушали сроки выполнения работ по ремонту многоквартирных домов. При этом «Тамбовская Строительная компания», получив аванс – 49 млн рублей на капремонт 15 многоквартирных домов в Волгограде, – не выполнила услуги по договору.
Защитить потребителя
Чтобы защитить рынок от недобросовестной конкуренции, волгоградским компаниям было вынесено 3 предупреждения. Так, «Волгомясомолторг» разместил в социальной сети недостоверную информацию о составе своей продукции. А это введение в заблуждение и нарушение п. 1 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции. В ролике о товаре говорилось, что мороженое не содержит заменителей молочного жира, но на самом деле выпускается с указанием СЗМЖ (с заменителем молочного жира). Это ущемление интересов конкурентов, которые недополучат прибыль.
«Торговый дом «Волжский трактор» под видом нового трактора «Кировец К-744» в действительности предлагал отреставрированную б/у технику. А ИП К. В. Дериглазов, занимающийся организацией услуг сиделок, на собственном сайте распространял дискредитирующие сведения о своем конкуренте.
Особое внимание антимонопольная служба уделяет контролю за рекламой.
- Основная масса дел о незаконной спам-рекламе, – говорит руководитель УФАС. – Мы рассмотрели 42 дела, 4 из них прекращены в связи с неподтверждением признаков нарушения законодательства, а по 38 вынесены решения о нарушении. Больше всего нарушений связано с распространением рекламы по телефону без согласия абонента и ненадлежащей рекламы финансовых услуг.
Под особым контролем ФАС России – запрет рекламы никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления. Так, в магазинах «Магнит» на закрытых сигаретных диспенсерах, расположенных в кассовой зоне, размещался спорный рекламный плакат, который был завуалирован под «прайс-лист» с QR-кодом. По нему можно перейти на сайт для регистрации в базе данных потребителей никотинсодержащей продукции. Дело имело прецедентный характер, так как впервые позволило закрепить в судебных решениях механизмы пресечения обхода недавно введенных строгих запретов рекламы приборов для потребления табака.
- Еще одно крупное дело – пресечение практики нормализации мата в рекламе и нейминге компаний, – отмечает Лучников. – По нашей инициативе было вынесено прецедентное решение о признании ненадлежащей рекламы сети суши «Ёбидоёби» в связи с использованием в рекламе производного от непристойного слова. Судебные инстанции поддержали нас, и дело имело продолжение. В Федеральную налоговую службу было направлено предложение с требованием о понуждении юрлица привести свое наименование в соответствие с требованиями закона. После суда его обязали изменить название компании.
Регулярный мониторинг
Также УФАС еженедельно проводит мониторинги цен на нефтепродукты и их остатки на складах. В Волгоградской области на розничных рынках монополист – «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», в связи с этим на него распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением. Однако законодательством РФ не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, они формируются на рыночной основе.
- Стоимость на бензин и дизтопливо не превышает инфляцию в стране, – уверяет Лучников. – Инфляция за 1 полугодие, по данным Росстата, составила 2,76%, на данный момент – 3,52%. По нашим данным, которые мы мониторим, розничные цены у «ЛУКОЙЛА» на бензин выросли на 3,4%, а на дизтопливо снизились на 0,7%. Это все не превышает инфляцию, поэтому нельзя сказать, что цены необоснованно задираются.
Тем не менее, Правительство РФ принимает меры по стабилизации ценовой ситуации на розничных рынках моторного топлива. А ФАС России направило ему предложения по стабилизации ценовой ситуации, в том числе по повышению нормативов продаж на биржевых торгах в целях насыщения рынка нефтепродуктами и снижения ажиотажного спроса. Сейчас антимонопольная служба прорабатывает меры по совершенствованию биржевой торговли, позволяющие снизить волатильность биржевых цен на нефтепродукты.
Отслеживается ценообразование на социально значимые продовольственные товары, УФАС оперативно реагирует на нарушения законодательства. В Волгоградской области нет доминирующих торговых сетей, поэтому принять меры антимонопольного реагирования по фактам необоснованного повышения цен на социально значимые товары в отношении отдельно взятой компании невозможно.
- Для получения оперативной информации о фактах повышения цен на товары и услуги в УФАС работает «горячая линия», или граждане могут написать заявление, приложив к нему аргументированные доказательства, – напоминает его руководитель. – Иначе службе придется потратить больше времени на наказание нарушителей. Мы рассматриваем обращения и формируем дела в период от 1 до 3 месяцев.
Поделиться в соцсетях:
нет